Портфолио. Лариса Петровна Перепелкина
Доцент, кандидат педагогических наук.
Закончила факультет русского языка и литературы Пензенского государственного педагогического института имени В.Г. Белинского.
Имеет опыт преподавания в средней школе.
Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Пути изучения фольклорных произведений разных жанров на уроках литературы в 5 классе» (науч. рук. – д.п.н., профессор Т.Ф. Курдюмова) – специальность 13. 00. 02 – теория и методика обучения литературе.
Имеет учёное звание доцента.
Преподаваемые дисциплины: методика преподавания литературы, проблемы преподавания литературы в школе, история отечественной литературы.
Сфера научных интересов: формирование читательской компетенции учащихся 5–9 классов, изучение фольклора в школе, межпредметные и внутрипредметные связи в курсе литературы, работа по литературе с одарёнными детьми.
Повышение квалификации: 2012 г. - профессиональная подготовка по программе "Использование инновационных технологий в обучении: Scratch для педагогов" (ПГПУ имени В.Г. Белинского, г. Пенза); 2012 г. - по программе "Литературное образование в современном мире: проблемы и решения" в МПГУ (г. Москва); 2013 г. - программа "Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий" в МПГУ (г. Москва); 2014 г. - программа "Подготовка членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по литературе", ГАОУ ДПО "ИРР ПО", 72 часа, удостоверение № 582401074611 от 17.04.2014 г.; 2017 г. - программа "Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам среднего общего образования (литература)", 72 часа, ГАОУ ДПО " ИРР ПО ", удостоверение № 582405170046 от 06.04.2017 г.; программа "Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего образования (литература)", 72 часа, ГАОУ ДПО " ИРР ПО ", удостоверение № 582405598275 от 13.04.2017 г.; программа "Реализация учебного процесса в рамках ЭИОС вуза", 24 часа, ФГБОУ ВО "ПГУ", 24 часа, удостоверение № 582404681978 от 17.11.2017 г.; программа "Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья", 24 часа, ФГБОУ ВО "ПГУ", удостоверение № 582404680359 от 17.11.2017 г.; 2021г. - "Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" по предмету "Литература" Институт регионального развития Пензенской области; 2022г. - "Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего образования" (литература) "Институт регионального развития Пензенской области"; 2023г. - Информационные технологии и работа в ЭИОС в условиях цифровой трансформации образовательной организации ПГУ.
Награждена Благодарственными Письмами Управления образования г. Пензы «За работу с одарёнными детьми»; медалью «За многолетний добросовестный труд»; Почётной Грамотой главы администрации г. Пензы.
Основные научные и учебно-методические труды:
- Методические подходы к речевому развитию учащихся в процессе обучения литературе / Л. П. Перепелкина // Современное профессиональное образование. – 2024.
- Диалогичность как отличительная особенность книги Н. П. Востоковой "Феномен крестьянского ритуального полотенца в традиционной культуре русского народа" / Л. П. Перепелкина // Буслаевские чтения : Сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 19 апреля 2023 года / Под общей редакцией Л.П. Перепелкиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2023.
- Методические подходы к изучению фольклора на уроках литературного краеведения в основной школе / Л. П. Перепелкина // Буслаевские чтения : Сборник научных статей X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 14–21 апреля 2022 года / Под общей редакцией Л.П. Перепелкиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2022.
- Современные методические подходы к изучению загадок в школе / Л. П. Перепелкина // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования : Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции , Пенза, 25–26 марта 2022 года / Под редакцией Г.И. Канакиной, И.Г. Родионовой. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2022.
- Формы реализации проекта «Неделя погружения в профессию» для студентов профиля «Русский язык. Литература» / Л. П. Перепелкина // Педагогический институт имени В. Г. Белинского: традиции и инновации : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 83-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета, Пенза, 16 декабря 2022 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2022.
- Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» в школьном изучении / Л. П. Перепелкина // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования : Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25–27 марта 2021 года / под ред. Г. И. Канакиной; И. Г. Родионовой. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2021.
- Использование интерактивных методов обучения при постижении старшеклассниками тематического своеобразия лирики Н.А. Некрасова / Л. П. Перепелкина // Взаимодействие вуза и школы в преподавании Отечественной словесности: стратегии интерпретации некрасовского текста в школьной и вузовской практике : Сборник научных статей Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ярославль, 18 января 2021 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021.
- Традиции и модификации жанра детектива в романе Б. Акунина «Турецкий гамбит» / Л. П. Перепелкина // Буслаевские чтения : сборник научных статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 21 апреля 2021 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2021.
- Образ подростка-читателя в рассказе Д. Рубиной «Астральный полет души на уроке физики» / Л. П. Перепелкина // Буслаевские чтения : сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 20 апреля 2020 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2020.
- К вопросу об итоговом сочинении школьников и подготовке к нему / Л. П. Перепелкина // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации : Материалы VI Всероссийской (национальной) научной конференции, посвященной 81-й годовщине со дня образования Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, Пенза, 17 декабря 2020 года / Под общей редакцией О.П. Суриной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2020.
Обсуждение повести Д. Сабитовой "Три твоих имени" на уроке внеклассного чтения / Л. П. Перепелкина // Буслаевские чтения : Сборник научных статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 17 апреля 2019 года / Под общей редакцией Л.П. Перепелкиной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2019.
Использование новых образовательных технологий в процессе изучения произведений А.И. Куприна на уроках литературы в средних классах // Личность и творчество А.И. Куприна в контексте русской культуры XX - XXI вв. - Пенза, 2013. С. 57-60.- Русский фольклор в школьном изучении: Технологии и методики. – Saarbrϋcken, Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 83 с.
- Специфика учебного курса «Проблемы преподавания литературы в школе» // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2012. – № 28 (Общественные науки). – С. 938–942.
- Роль городского межшкольного факультатива по литературе в работе с одарёнными детьми // Преподавание литературы учащимся с филологической одарённостью. М.: МИОО, 2012. – С. 77–81.
- Рабочие программы. Сборник № 6: Проблемы преподавания литературы в школе. Трудные вопросы методики литературы: учеб. пособие. – Пенза: ПГПУ, 2011. 40 с.
- Пранцова Г.В., Перепёлкина Л.П., Видишева В.П., Ключарёва И.С. Фольклор в школе: практикум-хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – Пенза: ПГПУ, 2010. – С. 10–41, 81–89, 130–140, 176–187.
- Устное народное творчество в контексте русской классической литературы. Программа элективного курса; тематическое планирование // Учебные программы курсов по выбору для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Образовательная область «Филология»: учеб.-методическое пособие / Сост. И.И. Московкина; под общ. ред. П.А. Гагаева. – Пенза: ИПКи ПРО, 2004. – С. 15–28.
- Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 класс (7 класс, 8 класс) (коллектив авторов: Г.И.Канакина, Г.В.Пранцова, В.М. Петрунина, Л.Б.Гурьянова, Л.П.Перепёлкина и др.). – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Изучение литературы в 5–9 классах: учеб.-методическое пособие. – Пенза: ПГПУ, 2003. 87 с.
- Изучение социально-бытовых сказок и народной драмы на уроках литературы и внеклассного чтения в 5 классе // Русская словесность. – 2002. – № 8. – С. 17–23.
Списки изученных дисциплин | |||||
---|---|---|---|---|---|
Курс | Семестр | Предмет | Тип отчетности | Часы/ЗЕТ | Диплом |