Портфолио. Галина Васильевна Пранцова
Профессор, кандидат педагогических наук
Закончила историко-филологический факультет Пензенского государственного педагогического института имени В.Г. Белинского.
Имеет опыт преподавания в средней школе.
Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование читательской самостоятельности учащихся 5 класса в процессе классной и внеклассной работы по литературе» (науч. рук. – д.п.н., профессор И.С. Збарский) – специальность 13.00.02 – методика преподавания литературы.
Имеет ученое звание профессора.
Под её научным руководством защищено 6 кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02. – методика преподавания литературы.
Преподаваемые дисциплины: теория и методика обучения литературе; трудные вопросы методики преподавания литературы; современные стратегии чтения и понимания текста.
Сфера научных интересов – речевое развитие учащихся 5-9 классов; чтение в современном информационном обществе; профильное обучение в старших классах; новые образовательные технологии в преподавании литературы; изучение творчества В.П. Астафьева в школе; рождественская проза в русской литературе.
Повышение квалификации: 2012 г. - профессиональная подготовка по программе "Использование информационных технологий в обучении: Scratch для педагогов" (ПГПУ имени В.Г. Белинского, г. Пенза); 2012 г. - программа "Литературное образование в современном мире: проблемы и решения" в МПГУ (г. Москва); 2013 г. - программа "Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий" в МПГУ (г. Москва); 2014 г. - семинар по согласованию подходов к оцениванию работ ЕГЭ в ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (г. Москва); 2014 г. программа "Подготовка членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по литературе" ("Институт регионального развития Пензенской области", г. Пенза); 2017 г. - программа "Реализация учебного процесса в рамках электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза", 24 часа, ФГБОУ ВО "ПГУ", удостоверение №582406413474 от 22.12.2017 г.; 2018 г. - программа "Особенности обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья", 24 часа, ФГБОУ ВО "ПГУ", удостоверение № 582406413736 от 24.01.2018 г.
Автор более 400 печатных работ, в том числе 5 монографий, более 60 статей, опубликованных в центральных и зарубежных научно-методических журналах, около 50 учебных и методических пособий для студентов, преподавателей вуза и учителей-словесников.
Награждена знаками «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного просвещения СССР», орденом «Знак Почета», медалью «За многолетний и добросовестный труд».
Почетный работник высшего профессионального образования; член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член Российской ассоциации чтения (РАЧ).
Победитель конкурса "ЗОЛОТЫЕ ИМЕНА высшей школы" (2019 г.)
Грант РГНФ (2016-2017 гг.; руководитель).
Грант РФФИ (2018-2019 гг.; исполнитель)
Основные научные и учебно-методические труды (за последние 13 лет):
- Речевое развитие учащихся в процессе литературного образования: от теории к практике: монография. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2021.
- Отражение народной жизни 20-30 годов ХХ века в произведениях писателей-земляков (расширение культурно-исторической значимости региона): монография. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020.
- Функциональное чтение: теория и практика: учебное
пособие. - М.: Неолит, 2020 (в соавт.)
- Читатель. Чтение. Книга: словарь-справочник для самостоятельной работы в «книжном» пространстве. - М.: Библиомир, 2018
- Стратегии сопровождения подготовки старшеклассников
к итоговому сочинению нового типа в условиях региона: монография. - Пенза, Изд-во ПГУ, 2017.
- Фольклор в школе. Практическое пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд, испр. и доп.- М.: Юрайт, 2017. (в соавт.)
- Фольклор в школе. Практическое пособие для СПО. - 2-е изд, испр. и доп.- М.: Юрайт, 2017. (в соавт.) (пособие с грифом УМО СПО)
- Современные стратегии чтения:теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2016. (в соавт.)
- От "тихой радости чтения" - к восторгу сочинительства: монография. - М.: Библиомир, 2016. 232 с. (в соавт.)
- Современные стратегии чтения: смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. 2 изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2015. – 368 с. (в соавт.)
«От текста к тексту» как стратегия обучения речевой деятельности // ХХI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. ун-та, 2014. - №02(18). – С. 117-123 (в соавт.)- Современные стратегии чтения: теория и практика. – М.: Форум, 2013. 383 с. (в соавт.)
- Школьный предмет «Литература» в ситуации пренебрежения чтением // Литература в школе. – 2013. – № 1. – С. 21–22.
- Методика обучения литературе: практикум. – М.: Флинта: Наука, 2012. 272 с. (в соавт.)
- Изучение автобиографической прозы И.С. Шмелева в школе: монография. – Пенза: ПГПУ, 2012. 144 с. (в соавт.)
- Организация речевой деятельности учащихся в процессе освоения фольклора // Литература в школе. – 2011. – № 10. – С. 24–28.
- Жанр рождественского рассказа в современной русской литературе // Литература в школе. – 2011. – № 11. – С. 17–21.
- Роль досугового чтения в развитии речи учащихся // Dialog kultur V [elektronický zdroj]: mezinárodní vědecká slavistická conference konaně 18. – 19. ledna 2011 v Hradci Králově / editořs@ Miroslav Půža, Jakub Konečný. This edition @ Tribun EU, 2011
- «Происходило Рождество… странное, смещенное…»: рассказ Л.Е. Улицкой «Путь осла» // Русская словесность. – 2010. – № 2. – С. 26–30.
- Рождественская проза в русской литературе: Программа. Методические рекомендации и материалы к занятиям элективного курса. Хрестоматия. – Пенза: ПГПУ, 2009. 272 с.
- Поиск своего пути среди «хода истории» // Русская словесность в школах Украины. – 2009. – № 6. – С. 11–14.
- Совершенствование речевой деятельности старшеклассников в процессе освоения элективного курса // Русская словесность. – 2008. – № 6. – С. 37–41.
- Элективные курсы по литературе: 10-11 классы: Программы. Тематические планы. Методические рекомендации. Хрестоматия.– М.: Вербум-М, 2006. 189 с.
Списки изученных дисциплин | |||||
---|---|---|---|---|---|
Курс | Семестр | Предмет | Тип отчетности | Часы/ЗЕТ | Диплом |